Версия сайта для слабовидящих

Ждите. Идет загрузка

Вернуться к списку новостей
15 декабря 2021 г.
Проект кружка "Сказкотерапия"

Состояние фрустрации у детей, или «Я хотела быть Снежинкой»

Пока дети маленькие, они сталкиваются с большим количеством ограничений. И когда они хотят что-то получить здесь и сейчас, но не могут, у них возникает состояние фрустрации. В таких случаях детям бывает сложно справиться с негативными эмоциями, они могут грустить, сердиться, проявлять апатию, демонстрировать протестное поведение. Как помочь ребенку, когда он находится в состоянии фрустрации.

Помогите ребенку распознать свои эмоции

Родителям следует откровенно поговорить с ребенком о его проблеме, не замалчивать ее. Важно подробно расспросить ребенка о том, что он чувствует, что именно его расстроило. Нельзя обесценивать чувства ребенка, произносить фразы «ничего страшного, все же молчат и делают, как сказали», «все-то тебе не нравится», «у меня в детстве тоже так было, и ничего же», «подумаешь, проблема». Уважайте право ребенка на эмоции и старайтесь принимать его реакции. Также нельзя давить на ребенка, как бы «заставлять» его перестать расстраиваться по поводу произошедшего. Слезы, которые ребенок не выплачет, и отрицаемый гнев усугубят проблему впоследствии.

Используйте терапевтическую сказку

Когда ребенок проживет негативные эмоции, взрослый может помочь ему найти выход из ситуации на примере своего личного опыта или терапевтической сказки. Так он покажет ребенку позитивные сценарии, как можно справиться с переживаниями. Терапевтические сказки следует выбирать такие, в которых персонажи активны и испытывают яркие эмоции – то есть сказки, по которым можно разыгрывать сценки. Чтобы усилить эффект, сочетайте терапевтические сказки с песочной и игровой терапией, рисуночными методами. Избегайте  ситуации, которые провоцируют фрустрационные реакции: не давите на ребенка, поддерживайте его даже в случае «провала» или неуспеха. 

Терапевтическая сказка про девочку Аришу, которая не хотела быть Белочкой

Жила-была девочка Ариша с мамой и папой. Она была хорошенькой, доброй и умной. Когда мама и папа были на работе, Ариша ходила в детский садик, и ей там нравилось. Там было много интересных занятий: вместе с другими детьми в группе она лепила, рисовала, пела, танцевала, делала зарядку и даже немножко шалила, когда воспитатели были не против.

В садике время от времени проводились утренники – праздники, на которых можно было нарядиться в кого-нибудь, как на маскараде, и рассказать стишок. Ариша обожала такие праздники, ей нравилось громко и с выражением рассказывать стихи. Когда она читала, родители всегда очень хвалили ее, а воспитатели, Анна Петровна и Клавдия Макаровна, хлопали громче всех.

В детском саду утренники случались не каждый день, а только в особые дни, по праздникам. Главным праздником был Новый Год – с елкой, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой. На новогоднем утреннике Ариша всегда исполняла роль Снежинки вместе с тремя ее лучшими подружками. Их наряды были восхитительными! Юбочки девчонок-Снежинок были похожи на зефирки, на бантиках переливались блестки. Они исполняли красивую песню и танцевали вместе с самой Снегурочкой. У остальных детей тоже были отличные наряды и роли – но всем же понятно, что каждая девочка в детском саду мечтала хотя бы раз исполнить роль Снежинки.

Новогодний утренник был совсем скоро, и Ариша старалась репетировать песню Снежинок как можно чаще. Однажды, в морозное утро она запела ее прямо на улице, по дороге в садик, громко и весело. Она даже не сразу перестала петь, когда мама забеспокоилась, что Ариша простудится – хотя обычно она вела себя послушно. А к вечеру, действительно, у девочки заболело горло и поднялась температура. Мама с папой не пустили ее в садик назавтра, и на следующий день, и на следующий после следующего… Они не пускали ее туда целых две недели, пока Ариша не поправилась окончательно. И когда она наконец вернулась в садик за два дня до утренника, то узнала, что случилась катастрофа воспитатели отдали роль Снежинки другой       девочке. Ариша понимала их – они боялись, что она не успеет выздороветь до праздника, а сейчас меняться ролями было уже поздно.

Анна Петровна и Клавдия Макаровна предложили ей роль Белочки, как у других девочек. Ариша нехотя согласилась. Весь день в детском саду она была очень грустная, а когда вечером за ней пришла мама, расплакалась прямо в раздевалке группы. Мама даже немного испугалась, ведь Ариша всегда уходила из садика в хорошем настроении. Она обнимала и утешала дочку, но Ариша никак не могла успокоиться. Конечно, кто же не расстроится, когда собираешься быть прекрасной Снежинкой, а тебе дают роль обычной Белочки!

По пути домой мама попросила Аришу подробнее рассказать, почему ей не нравится роль Белочки. «Она обычная! У нее нет красивого наряда, и она не поет песни!», – выпалила Ариша. Мама вздохнула и предложила Арише прогуляться до дома дорогой подлиннее: через лесопарк. Ариша была тепло одета, и ей понравилась эта идея. Зимние деревья были прекрасны, снег блестел в свете фонарей, на ветках висели кормушки для птиц. Ариша держалась за мамину руку и смотрела вверх – фонари красиво освещали ветки деревьев, и даже на кормушках для птиц переливались блестки. И вдруг, рядом с одной из кормушек промелькнула тень. «Ма-а-ам, это же не птичка! Кто это?», – удивилась Ариша. Мама ответила, что наверняка это Аришин персонаж. Тень промелькнула еще раз, шустро-шустро, а потом замерла. Это и правда была белка! Рыжая, с пушистым хвостиком и блестящими глазками. «Мама, мама, какая она хорошенькая», – говорила Ариша, а мама смеялась: «Да, действительно, – как и ты! А еще она, точно как ты, любит орешки и обожает скакать!». И мама с дочкой некоторое время наблюдали за белочкой, потом играли в снежки, а за ужином рассуждали о том, что Ариша даже чем-то напоминает белочку с хитрыми-хитрыми глазками.

Арише так понравилась белочка, что она сразу перестала расстраиваться, что она больше не играет Снежинку. Да и Белочкин стишок оказался уморительный: папа, когда его слушал, смеялся так сильно, что чуть не упал со своего кресла. И Ариша поняла, что абсолютно в каждой роли есть что- то интересное: главное вжиться в образ.

Новогодний утренник удался, получился веселый и радостный. А после представления Ариша предложила маме и папе, которые отменили ради ее выступления свою важную работу, еще раз пройтись через лесопарк – чтобы поблагодарить белочку, а, может, даже покормить ее орешками. 
.:: Образовательный портал Саратовской области ::.