
Ждите. Идет загрузка
Вернуться к списку документов | ||
|
||
«Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка |
«Почему ребенок себя плохо
ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка
Избалованность
– это
форма детской запущенности. Она тормозит детей, не даёт решать нужные для их
возраста задачи и усваивать необходимые жизненные уроки. |
Иногда
родители могут неадекватно оценивать свою роль при воспитании ребенка. Это
проявляется в одном из четырех стилей, где в результате они
сталкиваются с избалованностью ребенка, трудным поведением. Поэтому, если
есть проблемы с послушанием, нужно в первую очередь взглянуть
критично на стиль воспитания.
Стиль воспитания № 1. СВЕРХЩЕДРОСТЬ
Как проявляется: Родители предоставляют ребенку
все, что он пожелает: захотел он самолетик, даже еще не успел,
как следует о нем помечтать, как тут же его получает. Захотел
ребенок телефон новой модели, через пару дней он у него уже
в кармане; потерял, через неделю купили новый… Без подарков к таким
детям не ходят. Родители дают им все самое лучшее, даже иногда
в ущерб себе.
|
Последствия: Дети
превращаются в потребителей: дом завален игрушками, а им все
мало. Опасность в том, что потом из таких детей могут вырасти люди,
которые не умеют чувствовать и понимать свои потребности
и выстраивать адекватную стратегию по получению желаемого
(не манипулировать другими, а делать что-то значимое самому). Такие
дети часто ничего не хотят, ни к чему не стремятся, потому
что когда-то родители уж слишком быстро удовлетворяли их желания,
не дав ребенку трансформировать импульсы неудовлетворенной потребности
в энергию делания. Родители сверхщедростью компенсируют свое чувство вины:
я много работаю, мало вижу ребенка, куплю ему игрушку, я же хорошая
мама и очень люблю своего малыша.
Учимся договариваться: Попробуйте
попросить ребёнка немного подождать, прежде чем удовлетворить какое-либо его
желание. Хорошо, если ребёнок научится
терпению. Научите ребёнка принимать «нет» в ответ. Если вы решили отказать
ребёнку в его просьбе, то не позволяйте капризам и истерикам заставить Вас
передумать.
Стиль воспитания № 2. ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Как проявляется:
Родители позволяют
ребенку делать все, что ему захочется, при этом не принимая
во внимание то, как эти действия скажутся на других. В таких
семьях дети решают идти гулять/в гости или нет, во сколько ложиться
спать, что делать маме, когда ей смотреть телевизор. Нормой становятся:
разрисованные стены во всем доме, разбросанные игрушки и одежда,
прием пищи в любое время и где угодно, крик и дурное поведение
в общественных местах
|
Последствия: Дети не видят
границ дозволенного, не учатся уважать границы других, не получают
навык проживания сложных чувств при столкновении с ограничениями,
например, когда есть некие запреты. В результате, когда дети попадают
в социум, они имеют множество проблем в отношениях
со сверстниками и с другими взрослыми: им гораздо сложнее
уступать, находить компромиссы, проживать чувства, отпускать через горевание
ситуацию, где невозможно что-либо исправить, смириться.
Учимся договариваться: Установив
запреты и правила, раз за разом настойчиво добивайтесь их соблюдения: «Я
понимаю, что тебе очень хочется порисовать на новых обоях, но этого делать
нельзя, ведь они такие красивые и так мне нравятся! Давай придумаем такое
место, где ты сможешь рисовать в своё удовольствие!».
Стиль воспитания № 3. СВЕРХОПЕКА
Как проявляется: Родители преувеличивают опасности
и недооценивают возможности ребенка с ними справиться:
«Не лезь туда, упадешь! Не торопись, жуй хорошо, подавишься!
Не делай уроки без меня, наделаешь ошибок…». Родители могут добиться
того, чтобы освободить ребенка от занятий, к примеру,
от физкультуры. Потому что считают, что занятия требуют от детей
большого напряжения.
|
Последствия: Родители
приучают ребенка не принимать ответственность за себя и зависеть
от других. Ребенок перестает что-либо делать сам, все время ждет
поддержки. В итоге вырастают дети с заниженной самооценкой,
со страхами. Им не позволили еще в детстве учиться
на своих ошибках, на последствиях своих поступков, за них везде
заступались, их от всего оберегали. В будущем такой стиль
воспитания может привести ребенка к жертвенной позиции.
Учимся договариваться: Как бы Вам
ни хотелось опекать ребёнка, не забывайте, что он – личность, со своими
мыслями, желаниями и потребностями! Станьте помощником: «Ты умеешь обуваться
сам – надевай ботинки, а я помогу тебе завязать шнурки».
Стиль воспитания № 4. НЕПОСТОЯНСТВО В ЗАПРЕТАХ
Как проявляется: В
то время как одни родители вообще не устанавливают правил поведения, другие
устанавливают расплывчатые или делают это непоследовательно. Это тот случай,
когда Вы говорите ребёнку: «Не делай этого», и всё равно позволяете ему
продолжать. Примером непоследовательных правил служит то, когда Вы в одни дни
позволяете ребёнку смотреть телевизор, а в другие – нет. |
Последствия: Если
Вы не устанавливаете правила твёрдой рукой, то даёте детям понять, что Вы не
такие уж и важные персоны, и Вами легко можно манипулировать.
Учимся договариваться: Если Вы
решили, что в Вашем доме установлены конкретные правила («Ложимся спать ровно в девять часов!»), то
не отступайте от них, иначе Ваш малыш быстро усвоит, что правила можно
нарушать, и будет требовать отойти от них уже на постоянной основе.
ПОЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
·
Русские народные сказки:
«Морозко», «Царевна Несмеяна»;
Ненецкая сказка «Кукушка».
·
Рассказы, стихи, сказки русских авторов:
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»; «Двенадцать месяцев»;
С.Прокофьева «Сказки про Машу и Ойку».